Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРОПОВЕДЬ клирика храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском города Москвы протоиерея Алексия Моисеева, произнесённая за Божественной Литургией 24 мая 2016 года в Богоявленском Патриаршем соборе на тему:

"Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий как пример самоотверженного труда на ниве Христовой".

  Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

    Христос воскресе!

Сегодня Святая Церковь прославляет подвиг тех великих святых угодников Божиих, благодаря трудам которых мы с вами знаем о Христе, о вечной жизни, знаем то учение, которое преподаёт верующим Церковь. Самой возможностью присутствовать на богослужении, совершаемом на понятном языке и молиться на этом языке мы обязаны этим великим подвижникам, которые посвятили большую часть жизни делу Евангельской проповеди.
 Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, дорогие братья и сестры, воистину являются славянскими просветителями и первоучителями. Каким бы образом припадали наши предки к первоисточнику нашей веры, святому Евангелию, если бы не апостольский труд святых братьев, потрудившихся как над созданием славянской письменности, так и над переводом Священного Писания?! Что могли бы они знать об Истине, о спасении, о благочестии, если бы не славянские первоучители, благодаря которым славянские народы смогли усвоить и принять православную веру вместе со всем литургическим и святоотеческих наследием?!
 Всемилосердный Господь воздвиг поистине великих просветителей, озаривших тьму невежества, которой прежде  были окутаны славянские земли, евангельским светом. Недаром житие святого равноапостольного Мефодия говорит о нём, что он "красноречивых превзошёл добродетелью, а добродетельных - красноречием". О святом же Кирилле в тропаре говорится, что он  Премудростью украсил "свою душу и ум". Святыми братьями была не только создана славянская азбука, что само по себе является величайшим событием, но и переведены на славянский язык все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета за исключением Маккавейских, а также богослужебные книги, Номоканон и некоторые поучения Святых отцов. Таким образом, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были для славян не только учителями и переводчиками, но и создателями богословского, философского и литературного языка.
 Святые братья происходили родом из очень знатной и богатой семьи из греческого города Солуни, где жило много славян, благодаря чему славянский разговорный язык был в определённой степени им знаком с детства. Свя­той Ме­фо­дий был стар­шим из се­ми бра­тьев, свя­той Кон­стан­тин (Ки­рилл – его мо­на­ше­ское имя) – са­мым млад­шим. Свя­той Ме­фо­дий был сна­ча­ла в во­ен­ном зва­нии и был пра­ви­те­лем в од­ном из под­чи­нен­ных Ви­зан­тий­ской им­пе­рии сла­вян­ских кня­жеств, по-ви­ди­мо­му, Бол­гар­ском, что да­ло ему воз­мож­ность лучше  на­учить­ся сла­вян­ско­му язы­ку. Про­быв там око­ло 10 лет, свя­той Ме­фо­дий при­нял за­тем мо­на­ше­ство в од­ном из мо­на­сты­рей на го­ре Олимп. 
Свя­той Кон­стан­тин с ма­лых лет от­ли­чал­ся боль­ши­ми спо­соб­но­стя­ми и учил­ся у луч­ших учи­телей Константинополя. Он в со­вер­шен­стве по­стиг все на­у­ки сво­е­го вре­ме­ни и мно­гие язы­ки, осо­бен­но при­леж­но изу­чал он святоотеческие творения. За свой ум и вы­да­ю­щи­е­ся по­зна­ния свя­той Кон­стан­тин по­лу­чил про­зва­ние Фило­со­фа, что значит "любомуд­ро­го". По окон­ча­нии уче­ния свя­той Кон­стан­тин при­нял сан иерея и был на­зна­чен хра­ни­те­лем пат­ри­ар­шей биб­лио­те­ки при хра­ме Свя­той Со­фии, но вско­ре по­ки­нул сто­ли­цу и тай­но ушел в мо­на­стырь. Император разыскал его и вызвал ко двору, но спустя некоторое время свя­той Кон­стан­тин уда­лил­ся к своему брату, свя­то­му Ме­фо­дию на Олимп, про­во­дя вре­мя в непре­стан­ной мо­лит­ве и чте­нии тво­ре­ний свя­тых от­цов.
 Вско­ре им­пе­ра­тор вы­звал обо­их свя­тых бра­тьев из мо­на­сты­ря и от­пра­вил их к ха­за­рам для еван­гель­ской про­по­ве­ди. Эта проповедь была успешной и стала первым миссионерским путешествием святых братьев.
 О создании славянской азбуки житие повествует так: когда к императору Михаилу явились послы от моравского князя Ростислава, с просьбой послать в Моравию миссионеров, святые братья, по­чув­ство­вав ве­ли­чие де­ла, "пре­да­лись мо­лит­ве вме­сте с дру­ги­ми, кто был та­ко­го же ду­ха, что и они. И тут явил Бог Фило­со­фу сла­вян­ские кни­ги. И тот, тот­час упо­ря­до­чив бук­вы и со­ста­вив бе­се­ды, от­пра­вил­ся в путь в Мо­ра­вию, взяв Ме­фо­дия". Таким образом, создание святыми братьями азбуки было не только плодом их трудолюбия и образованности, но и прямым действием вспомоществующей силы Божией. Благодаря действию Промысла Божия и трудам равноапостольных братьев славянские народы читают и понимают Священное Писание, а также совершают богослужение на родном языке. Бог избрал для этой великой цели искуснейших и учёнейших мужей своего времени, мы же поныне пользуемся благими плодами их трудов.
 Долгое время продолжались споры учётных: создателями какой именно азбуки, кириллицы или глаголицы  являются святые братья. Для нас же с вами, православных христиан, важно то, что со времени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия у славян появилась возможность участвовать во всей полноте церковной жизни. Если раньше для записи слов использовались некие "черты" и "резы", которыми, вне всякого сомнения, невозможно было записывать какие-либо священные тексты, то с появлением славянской азбуки наши предки получили бесценный инструмент, при помощи которого слово Писания, богослужения или благочестивого назидания стало возможным запечатлеть графически, чтобы передавать его, как некий бесценный бисер, от одной христианской общины к другой, от одного поколения христиан к другому поколению.
 Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий показали всем верующим достойнейший пример самоотверженного труда на ниве Христовой. Они трудились не ради почестей и наград, но ради спасения бессмертных душ совершенно незнакомых им людей. Они желали, чтобы и в славянских землях, так же, как в Византии и в Риме, люди прилагались к Церкви Христовой и становились наследниками вечной жизни. Они понимали, что не только на еврейском, греческом и латинском, но и прочих языках можно и должно славить Господа. Поэтому они приложили все свои силы и усердие для того, чтобы и у славян появилась возможность молиться, изучать Писание и получать назидание в благочестии посредством не только устной проповеди, но и книги. Таким образом, всей богатейшей литургической, агиографической и патристической традицией Русской Церкви мы обязаны в первую очередь именно святым равноапостольным братьям.
 В житии сказано, что святой Мефодий стяжал "страх Бо­жий, хра­не­ние за­по­ве­дей, чи­сто­ту пло­ти, при­ле­жа­ние в мо­лит­вах и свя­то­сти, сло­во сильное и крот­кое", во всех добродетелях он преуспел, чтобы обратить ко Христу как можно большее число слушателей его проповеди, чтобы не только словом, но и примером своей жизни зажигать сердца обращаемых. Не отставал в добродетели от старшего брата и святой Константин Философ, недаром оба они искали не славы человеческой, а монашеского уединения. Неудивительно, что и простые люди, и славянские князья, и даже Римский Папа Адриан прониклись к святым братьям любовью и расположением. Враг же рода человеческого искусил многих завистников, которые восстали на угодников Божиих и причинили им много вреда. Святые же братья не смущались этим и продолжали свои миссионерские подвиги. Как истинные миссионеры, они даже и преставились ко Господу вдали от Родины: святой Константин, приняв схиму с именем Кирилл, скончался в Риме, а святой Мефодий умер в столице Моравии, Велеграде, где в сане архиепископа Моравии и Паннонии занимал древний архиерейский престол апостола Андроника. 
 Сегодняшний день, дорогие братья и сестры, празднуется всеми гражданами нашей страны как День славянской письменности и культуры. Мы же с вами, как верные чада Матери Церкви, торжествуем и радуемся вместе со всей церковной полнотой, празднуя тезоименитство нашего Великого Господина, Святейшего Патриарха Кирилла. 
Предстоятель нашей Церкви совершает служение, которое поистине следует назвать апостольским. Он неустанно трудится, последняя примеру своего небесного покровителя, святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, над тем, чтобы приводить ищущих Бога к нашему Небесному Отцу, чтобы все люди, живущие на канонической территории Русской Православной Церкви, познали Истину, и Истина сделала их свободными от рабства греху и служения страстям. Посещая епархии и монастыри, освящая храмы, встречаясь с руководителями всех уровней, беседуя с простыми людьми, Святейший Патриарх продолжает то высокое апостольское служение, которое совершали прежде него пятнадцать Святейших Московских Патриархов, болея душой за паству и заботясь о том, чтобы не погибла и не потерялась ни одна овца из словесного стада Христова. Мы же, верные чада Русской Церкви, долгом своей совести считаем возношение усердных молитв о помощи Божием нашему тезоименитому Предстоятелю в его Первосвятительских трудах, чтобы под его омофором продолжать своё течение в Небесный Иерусалим, где уже не "как бы сквозь тусклое стекло", но "лицом к лицу" (1 Кор. 13:12) увидим славу Господню и будем непрестанно взывать едиными устами:
Христос воскресе!
Воистину воскресе!