Какие поминальные записки можно подать в нашем храме и чем они различаются?
В целом записки, подаваемые прихожанами за свечной ящик, делятся на две категории:
— разовые: к ним относятся записки «о здравии»(о живых) и «о упокоении»(о усопших). Их виды: простая записка, заказная записка (её ещё называют «обедня» или «заказная обедня») и
— длительные: поминовения на определённый срок: сорокоусты (на 40 дней) и поминовения на срок от месяца до года, также, разумеется, о здравии и о упокоении.
Простую записку читают в алтаре во время богослужения с молитвой о здравии или о упокоении поминаемых в ней людей. Поминовения на месяц, полгода и год отличаются от простых записок только сроком поминовения.
Заказная записка имеет принципиальное отличие. Священник поминает по именам людей, записанных в ней, на ПРОСКОМИДИИ. Проскомидией в данном случае называется поминовение людей с изыманием частиц из просфор в память о поминаемых крещёных членах Церкви, живых или мёртвых. Эти частицы изымаются с чтением поминальных слов,а затем на Литургии погружаются священником в Чашу со Святыми Дарами при произнесении молитвы: «отмый (т. е. очисть), Господи, грехи поминавшихся здесь», то есть священник просит Христа,чтобы Он Своей Кровью, пролитой за грехи мира, очистил от грехов всех тех, за кого и в память о ком вынуты из просфор частицы.
Проскомидия считается частью Литургии, однако читать заказные записки и изымать из просфор частицы в праздничные и воскресные дни священники начинают в алтаре накануне Литургии, за Всенощным Бдением, поэтому заказные записки лучше подавать накануне вечером.
Панихида служится в боковом приделе после каждой Литургии, кроме великих праздников. Панихидой называют особую усиленную молитву об усопших. На неё подаются отдельные записки, которые так и надписываются: «панихида». Эти записки в алтаре не читаются. Понятия «заказная» или «простая» панихида не существует.
Молебен с водоосвящением служится по субботним и воскресным дням в центральной части храма, кроме великих праздников. Совершение молебна всегда отражается в расписании (см. раздел «Расписание богослужений»). На молебен подаются отдельные записки с поминовением о здравии,которые надписываются: «молебен Господу благодарственный», «молебен перед такой-то иконой Божией Матери» или «молебен такому-то святому». Эти записки в алтаре также не читаются. Понятия «водосвятный молебен» и «заказной молебен» в нашем храме тождественны.
Желающему подать записки о живых и усопших нужно помнить следующие правила:
1. Церковные записки, как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Вот так:
5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли)
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
(32578)